Как научить ребенка считать

     Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или... испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься счетом. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся считать. Считать можно повсюду: на прогулке, в транспорте, в детской, на кухне.

Вот несколько советов:
• отправляясь на прогулку, посчитайте деревья, подъезды в доме, детей на площадке, машины;
• одевая ребенка, обратите его внимание на то, что носков всегда два, а колготки одни, варежек тоже две, а шапка одна, сапог двое, можно посчитать пуговицы;
• читая книжку, обращайте внимание ребенка, сколько там нарисовано котят, сколько щенят, сколько мячиков;
• хорошо помогают в обучении счету и всевозможные стихи-считалочки;
• детям очень нравятся всевозможные "книжки-липучки" и магнитные цифры, которые можно прикреплять к специальной доске, к холодильнику или к кафельной плитке в ванной. Если цифры всегда будут у малыша перед глазами, он и сам не заметит, как выучит их;
• необходимо также вводить обратный счет;
• учить малыша производить определенные вычисления, необходимо начинать с простейших примеров, которые можно проводить на яблоках, конфетах и прочих предметах, которые малышу больше по душе.


 

 {mospagebreak title=Как научить ребенка различать цвета}

 

Как научить ребенка различать цвета

 Очень важно, чтобы ребенок знал не только цвета, но также и их оттенки. Понимание и усвоение различных цветов, начиная с основных, проходит поэтапно и довольно не просто. Для того, чтобы ребенку было их легче запомнить, нужно называть окружающие малыша цвета, а так же можно воспользоваться следующими советами:

• можно провести цветную прогулку: нужно дать ребенку игрушку, определенного цвета, например, красную машинку, и, во время прогулки показывать малышу те или иные предметы, такого же цвета, как его игрушка;

• сделать кармашки, коробочки или домики определенных цветов, нарезать разных фигурок, соответствующих цветов, и попросить ребенка разложить все фигурки в свои домики;

• при обучении ребенка различать цвета, помогут краски и фломастеры. Рисуя вместе с ребенком, все время называйте тот цвет, который набираете на кисточку;

• можно использовать смешивание различных красок. Для малыша это самое настоящее волшебство. Это поможет изучить еще и различные оттенки;

• когда ребенок уже освоил основные цвета, можно поиграть в игру «тепло - холодно». Она заключается в том, чтобы научить ребенка отличать теплые и холодные цвета;

• для улучшения процесса запоминания цветов, нужно поиграть в игру «какой цвет спрятался?»: можно положить перед ребенком определенного цвета фигурки или игрушки, попросить его закрыть глаза и спрятать один цвет, малыш должен сказать какого цвета не хватает.

{mospagebreak title=Как научить ребенка различать геометрические фигуры}

Как научить ребенка различать геометрические фигуры

 

Изучение геометрических фигур – не простая задача, как для ребенка, так и для его родителей. Чтобы помочь малышу правильно и быстро усвоить эту часть знаний, можно с ним поиграть в следующие игры:
- «Чудесный мешочек»: в мешочек из непрозрачной ткани кладутся разные фигурки, попросите ребенка доставать их по одному. Вместе с малышом проговариваете название фигуры.
- «Сборщик»: сделать коробочки или домики для фигур. Сначала с ребенком нужно собирать фигуры одного типа, потом усложнять задачу – складывать и круги, и квадраты по разным коробочка или домикам, называя фигуры. 
- «Веселый и грустный круг»: необходимо подготовить фигуры (квадрат, круг или треугольник) из плотного картона. На фигуру приклеить нос, рот, глаза… потом можно придумать с малышом историю, почему фигуры грустят или радуются.
- «Круг - человечек»: вместе с ребенком можно склеить из цветного картона веселого человечка Круга и его друзей Квадрата и Треугольника. С этими человечками потом можно отправиться в путешествие в волшебную страну Геометрию и рассказывать любые «фигурные» сказки.

 

Еще один способ научить ребенка различать различные геометрические фигуры – это учить стихи. Вот например,

Стал искать у круга угол,
Но найти его не смог.
Вот дела! –
Да у круга нет угла.

 

 

 

{mospagebreak title=Как занять ребенка дома}

Как занять ребенка дома

 

Очень часто бывает так, что родители, для того чтобы ребенок им не мешал заниматься какими-либо домашними делами, усаживают его за телевизор, а в дальнейшем, стараясь его привлечь к домашней работе или к занятиям, слышат в ответ: «не хочу», «не буду», «лучше я посмотрю телевизор».

Для того, чтобы такого не происходило, уважаемые родители, старайтесь с самого начала не отталкивать малыша от себя. Если ребенок хочет помочь вам, то разделите с ним домашние обязанности. Перед выполнением работы покажите ему, как нужно делать, а увидев недостаток в его работе, во-первых  все-таки похвалите ребенка за стремление все сделать хорошо, а во-вторых, указывая ему на его ошибку, покажите еще раз, как следует делать правильно. И пускай у вас уйдет на уборку или приготовление обеда больше времени, но зато малыш будет привыкать действовать с вами совместно, и у него не выработается потребность  постоянного времяпровождения   перед телевизором или компьютером.

Кроме этого можно устроить еще много замечательных занятий:
- к
укольный театр;
- лепку из соленого теста;
- сочинить сказку вместе с ребенком (для этого понадобиться несколько сказочных героев, сделанных из бумаги, или можно взять любимые игрушки);
- необычное рисование пальчиками;
- не стоит забывать и про пластилин (можно слепить разных животных, создать целые рассказы);


{mospagebreak title=Кто же они "трудные" дети?}

Кто же они, «трудные» дети?

 

     Проблема «трудных» детей довольно часто обсуждается на страницах газет, журналов, книг. Чаще всего речь идет о тех детях, которые являются малолетними правонарушителями и попадают в детские колонии, в полицию. Конечно, эта проблема чрезвычайно важна для общества, но оставим ее юристам, педагогам, социологам и публицистам.

 В данном случае речь пойдет о другой категории «трудных» детей, а именно, о тех, которые как будто «нормальны», но не вписываются в систему школьного обучения.

  • Нередко педагоги говорят родителям: «У вас способный ребенок, он может учиться, но его невозможно собрать, он разболтан, отвлекается, часто забывает нужные вещи, вертится на уроках, хулиганит, он просто избалован до предела».
  • Иногда жалобы учителей носят противоположный характер: «У вас способный ребенок, он может хорошо учиться, но всегда заторможен, вялый, где-то витает, его трудно «разбудить», растормошить, он просто лодырь, вы ему слишком потакаете».

«Да, конечно,- соглашаетесь вы со вздохом, - я и сама (сам) знаю, что это так, никакие уговоры и наказания не действуют. Мы испробовали все. Как быть?»

 

Как  быть?

Откуда берутся дети, которые с первых же дней обучения в школе успевают прослыть хулиганами и лентяями?

Ведь психологи пришли к выводу, что «синдром хулиганства» в раннем возрасте формируется не часто.

Лень, лентяйство, как таковое,  встречаются у детей еще реже. Лениться противоестественно детской природе, которая направлена на познание. Если ребенку интересно, он активен. А ведь можно услышать и такое: «Мой ребенок лениться говорить», хотя, на самом деле, лениться говорить – это примерно то же самое, что лениться жить.

Здесь, как правило, дело в другом, а именно  в том, что в действительности «хулиганы и лентяи», о которых идет речь – дети со слабой центральной нервной системой.

Причины этой слабости могут быть самые разные: от наследственного фона до отдаленных последствий различных заболеваний, а также вредных экологических влияний на организм и неблагоприятных условий жизни.

Важно знать, что все эти факторы не приводят к гибели мозговых структур, а вызывают изменения «режима» их деятельности, т.е. к дисфункции.

Функция – это вид деятельности мозга: речевая, двигательная, музыкальная. Неправильное осуществление функции – дисфункция. То, что клетки мозга не умирают, делает возможным устранение дисфункции – приведение режима нервной деятельности в норму, а значит, налаживание функционирования мозга.

Врачи- психоневрологи определяют такие психические состояния детей как минимальную мозговую дисфункцию.

При этом выделяют два типа:

- гипердинамия
- гиподинамия

Гипердинамия это чрезмерная активность.
Такой ребенок действует беспорядочно, берется за все, но, не заканчивая одно дело, принимается за другое, хватает все подряд. Ему быстро надоедают игрушки, даже те, которые он очень хотел иметь. Возбуждаясь, он становится неуправляемым, кричит, убегает, отмахивается от взрослых.

Гиподинамия – недостаточная активность.
Недостаточно активный ребенок, напротив, ни к чему не проявляет выраженного интереса, не откликается на игру, не добивается своего, отказывается от развлечений, не радуется новым игрушкам, эмоционально бедно реагирует на книги, телепередачи и т.д. Он не сопротивляется вмешательству взрослых, но и не выполняет до конца их просьбы.

Внимание такого ребенка рассеяно, память снижена. В отличие от другого типа детей, которые тоже внешне мало активны, но живут своей внутренней жизнью, эти дети не имеют настоящих увлечений, так как не в состоянии ни на чем сосредоточиться.
Закрепленная как за одной, так и задругой категорией детей репутация хулиганов или лодырей еще больше усугубляет недостатки психического становления  и образует порочный круг.

                     

Каков же выход из положения?
Прежде всего, таких детей нужно лечить. Врачи-психоневрологи назначают им соответствующие лекарства, укрепляющие нервную систему. Кроме того, необходима система закаливания организма, в которой ведущая роль принадлежит физическим упражнениям.

Мы очень часто недооцениваем их значение, думая, что они воздействуют исключительно на мышцы. На самом деле физические упражнения способствуют насыщению мозга кислородом, помогают справляться с нервным стрессом, сбрасывать вредные «продукты распада», скапливающиеся в мышцах в результате сложных биохимических реакций. Физические упражнения улучшают обмен веществ, аппетит и сон.
Наконец, дети с минимальной мозговой дисфункцией нуждаются в специальных занятиях с психологом или дефектологом.

У чрезмерно активных детей необходимо воспитывать навыки самоуправления, вырабатывать выдержку, терпение.

У недостаточно активных, напротив – живость реакции, подвижность, активность.

И того, и другого возможно достичь, только по-настоящему заинтересовав ребенка, найдя к нему «ключик» и, конечно же, не вешая на него позорных ярлыков.

Родители должны стать союзниками своих детей, а не противниками. Оскорблениями и наказаниями они не только не добьются положительных результатов, но могут ухудшить состояние ребенка.

Терпение, добро, а иногда и самопожертвование – вот то, что необходимо «трудным» детям.

 

 {mospagebreak title=Развивая мышление - развиваем речь}


Развивая  мышление - развиваем речь

 

    Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью.

     Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Выделяют три вида мышления, которые тесно связаны между собой:

1.  наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)

2.   наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)

3.  словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)


Игры на развитие мышления

 

v НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

 

v КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.              

                

v НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ:
Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

 

v НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий; Храбрый, злой, смелый, отважный; Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, творог, сметана, хлеб; Час, минута, лето, секунда; Ложка, тарелка, кастрюля, сумка; Платье, свитер, шапка, рубашка; Мыло, метла, зубная паста, шампунь; Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон.

 

v ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

 

v РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам

 

v УГАДАЙ  ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный

 

v НЕЛЕПИЦЫ 
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

 

 Составитель:
Учитель-логопед МБДОУ № 78
Николаева М.А.

  

{mospagebreak title=Умные пальчики}

УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
(разработала учитель-логопед МБДОУ г.Мурманска № 78 Николаева М.А.)

    Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
   Оказывается, стихи можно не только рассказывать, но и показывать, сочетая их с простыми движениями рук.
  Известно, что развитие мелкой моторики пальцев является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития.
  Игры помогут ребенку научиться свободно владеть своими не всегда послушными пальчиками, разовьют координацию движений. Попутно малыш будет отгадывать загадки, запоминать небольшие стихи. В ходе игры расширяются представления ребенка об окружающем мире, словарный запас.
 
Пальчиковые игры улучшат внимание и память, помогут выработать терпение и усидчивость, разовьют творческие способности и фантазию малыша.

 

На заметку:
- Не проводите игру холодными руками.
- Детям старше 1,5лет можно предлагать выполнять движения вместе.
- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.
- Используйте максимально выразительную мимику.
- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, меняйте темп речи.
- Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Рекомендуемая литература:
- Новиковская О.А. Умные пальчики. Игры для развития речи. 4-7 лет. – М.: Астрель-Спб, 2009.;
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ, 1999.;
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ, 1999.;
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Спб.: Лань, 1996;
- Крупенчук О.И. лого-рифмы: Поэтическое сопровождение коррекции речи у детей. – Спб.: СпецЛит, 2000.

{mospagebreak title=Методические рекомендации}
 
Методические рекомендации учителя-логопеда Николаевой М.А. родителям при выполнении домашних занятий с детьми для закрепления произносительных навыков

 


Уважаемые родители!

         Если ваш малыш посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

 I. Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

              Последовательность постановки звуков:

свистящие [с], [з], [ц], [с'], [з'];
шипящие [ш];
сонорные [л];
шипящие [ж];
сонорные [р], [р'];
шипящие [ч], [щ].

3-й этап — автоматизация  - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки). Автоматизация звука в слога:[с], [з], [ш], [ж],[с'], [з'], [л] — автоматизируются сначала в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;

[ц],[ч], [щ], [л] — автоматизируются сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных;

[р], [р'] — можно начинать атоматизировать с проторного анализа и параллельно вырабатывать вибрацию языка.

Атоматизация звуков в словах:

проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

Автоматизация поставленных звуков в предложениях:

каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.

4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).

5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи  - в монологах, диалогах, играх, равлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.

Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!

Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!
{mospagebreak title=Он всегда куда-то мчится}

ОН ВСЕГДА КУДА-ТО МЧИТСЯ…
(разработала учитель-логопед МБДОУ г.Мурманска № 78 Николаева М.А.)

Малыши, как правило, очень подвижный народец. «В каждом маленьком ребенке - и мальчишке, и девчонке - есть по двести грамм взрывчатки или даже полкило! Должен он бежать и прыгать все хватать, ногами дрыгать, а иначе он взорвется. Трах-бабах! И нет его!». Эта картина многим знакома. Да, время от времени малышу надо выплескивать избыток энергии. И это нормально.

    Но сегодня все чаще врачи и учителя отмечают увеличение количества детей с повышенной двигательной активностью - гиперактивностью. Они не могут усидеть за партой  на занятии больше 15  минут, задают много вопросов, не выслушивая ответы, перебивают, прыгают и бегают по классу во время уроков. Родители вторят - все разбрасывают, ужасные непоседы и вредины, очень импульсивные и невнимательные, упрямые, никогда не ложатся спать вовремя.
        Такие дети постоянно совершают недозволенные поступки. За это их часто наказывают, постоянно одергивают, читают нотации, стыдят. У них возникают проблемы как с родителями, которые часто не выдерживают и срываются на ребенке, так и с воспитателями, а в последствии - с учителями в школе.
     Где грань между обычной активностью и гиперактивностью ребенка? Нужна ли ему квалифицированная психологическая помощь? На эти вопросы лучше всею сможет ответить детский психолог. Он поставит диагноз и подскажет, как скорректировать поведение  ребенка. Но иногда даже врачи не могут сразу ответить, действительно ли двигательная активность непоседы выше нормы.

Для сравнения приведу характеристики активного и гиперактивного малыша.

АКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

  • Большую часть дня не сидит на месте, предпочитает подвижные игры пассивным. Но если его заинтересовать спокойной игрой, то вполне способен достаточное долгое время ею заниматься.
  • Быстро и много говорит и задает множество вопросов.
  • Для него нарушение сна и пищеварения, скорее, исключение.
  • Активен не везде и не всегда.
  • Неагрессивен, но умеет постоять за себя в случае необходимости, однако сам редко провоцирует скандал. Может «взрываться», но подобные вспышки гнева при правильном психологическом подходе родители могут легко успокоить.

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

  • Находится в постоянном движении и не может себя контролировать. Даже при сильной усталости продолжает бегать и прыгать. Выбившись окончательно из сил, доводит себя до истерики. Часто беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается. Причем такая двигательная активность не имеет определенной цели. На него не действуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры. Он не задерживается ни на одном, даже на самом интересном предмете.
  • Не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть спокойно, заниматься чем-то определенным.
  • Быстро и много говорит, задает много вопросов, при этом не дослушивает ответа и перебивает.
  • Очень плохо засыпает и спит беспокойно.
  • Часты кишечные расстройства.
  • Не реагирует на запреты и ограничения, практически неуправляемый.
  • Не контролирует свою агрессию - кусается, дерется, толкается.
  • Плаксив, беспокоен, капризен, часто отрицает все подряд.
  • Часто жалуется на головные боли, повышенную утомляемость.
  • Не способен удерживать или сосредоточивать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении любых заданий.
  • Не умеет доводить выполняемую работ до конца, так как не в состоянии усвоить правила этой работы.
  • Часто теряет свои вещи, не может найти шапку, тетради и пр.
  • Отличается неповоротливостью, неулюкжестью, постоянно что-нибудь переворачивает или опрокидывает.

Понаблюдайте за поведением вашего малыша. Если в течение полугода вы отметили у него хотя бы 6 таких признаков, то это уже повод обратиться к детскому психологу.

 

 

Гиперактивность отличается от обычной активности тем, что это - не черта характера, а заболевание.

 

      Как правило, она является следствие, родовой травмы и нарушений, возникших еще в грудничковом возраст. Однако существуют причины и «приобретенные» - ошибки домашнего воспитания (чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку) и невротические реакции, которые могут развиться в начальный период обучения в школе. Гиперактивность и нарушение внимания особенно заметно проявляются когда малыш попадает в детский коллектив (детский сад, начальную школу). На уроках надо тихо сидеть, спокойно и внимательно слушать, уметь отвечать, чего гиперактивный ребенок просто не способен сделать.

КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИЗЛИШНЕЙ АКТИВНОСТИ? ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ ЕМУ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ.

1) Спокойная психологическая обстановка в семье без эмоциональных всплесков и постоянной спешки, которая так характерна для нашей жизни. Поменьше нервничайте сами, старайтесь не менять планы, не торопите своего ребенка.
2) Четкий режим дня с обязательными прогулками на свежем воздухе, где можно без ограничений прыгать и бегать, резвиться и играть. В режиме дня следует предусмотреть и утреннюю зарядку.
3) Малыш не виноват в том, что он такой подвижный. Он по-другому просто не может, поэтому не ругайте и тем более не наказывайте его. Старайтесь удержаться от критики и замечаний. Этим можно добиться только чувства вины у ребенка за то, что он не такой как другие, и ребенок просто уйдет в себя. Психологи даже советуют родителям вообще перестать обращать внимание на те его проступки, которые являются следствием его повышенной возбудимости и неусидчивости. Ограничивая активность и инициативу ребенка, взрослые, скорее, добиваются не послушания, а равнодушия, незаинтересованности, что впоследствии может привести к школьным неудачам.
4) Можно попытаться научить ребенка управлять собой, контролировать эмоции. Ему необходимо выплеснуть энергию - помогите ему в этом. Можно изо всей силы попинать мяч, постучать кулаками по подушке, побросать в даль камни, но... предупредите, что такое раскрепощение возможно в определенном месте и в определенное время. Это будет психологически ограничивать его эмоции.
5) Немаловажную роль в нормализации поведения играет питание вашего непоседы. Стоит ли говорить, что в его рационе не должно быть недостатка витаминов и микроэлементов. Поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного, свежих овощей и фруктов. Но не стоит навязывать еду, это будет лишняя нервотрепка и для вас, и для вашего малыша.
6) Постепенно приучайте ребенка к пассивным играм. Лепить, собирать пазлы, рисовать - вы обязательно должны вместе. Если он при этом отвлекается и убегает, следуйте за ним, однако после такого «отдыха» обязательно вернитесь закончить задание - это должно у него войти в привычку. Особенно полезны игры, которые одновременно с физической разрядкой, развивают внимание.
7) У вас с ребенком должен быть свой фирменный рецепт расслабления - определенная книжка или музыкальное произведение - лишь бы ребенок спокойно получал от этого удовольствие.
8) Будьте готовы, что основную роль в обучении вашего непоседы в школе придется выполнять вам, дорогие родители. Причем помощь нужно оказывать не только при выполнении домашнего задания. Иногда придется вновь разъяснить материал, который нужно было усвоить на уроке.
9) Лучшим способом направить энергию туда, куда надо, являются занятия спортом. Спорт даст ребенку возможность проявить себя и, кроме того, научит владеть собой. По мнению врачей, самый полезный вид спорта для чересчур активных детишек - плавание. Водные процедуры снижают возбудимость нервной системы и служат хорошей закалкой для всего организма. Полезны также и восточные единоборства, так как они прививают навыки самоконтроля и дисциплины, помогают избавиться от излишней энергии. Командные виды спорта: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол - учат не только соблюдать правила и контролировать себя, но и взаимодействовать с другими игроками.

Однако лучшее лекарство для таких малышей - чуткое и терпеливое отношение родителей к своему непоседе.

 {mospagebreak title=Пойми меня, если сможешь}


ПОЙМИ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ
(разработала учитель-логопед МБДОУ г.Мурманска № 78 Николаева М.А.) 

Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее ме­сто занимает четкая и ясная речь. Поэтому учить малыша гово­рить правильно и красиво надо начинать чуть ли не с пеленок.

Вам не нравится, как разговаривает ваш малыш: он не выговаривает половину букв, глотает окончания, шепелявит, но вы не знаете, к какому врачу в первую очередь лучше обра­титься? Правильный ответ: к детскому психоневрологу. Он оценит нервно-психическое развитие ребенка, отличит возрастное косноязычие от истинных дефектов речи и, если надо, даст направ­ление к логопеду.Логопед - один из важнейших специа­листов для маленького ребенка. Конечно, физическое здоровье малыша не зависит от того, как он выговаривает звук [р], а вот социальное - очень. Контакт со свер­стниками, воспитательницей, а потом с учителями, самооценка напрямую связа­ны с дикцией.

До полутора лет все известные суще­ствительные употребляются малышом только в именительном падеже, глаголов и иных частей речи в лексиконе до этого возраста практически нет. А вот с полутора лет появляются первые попытки строить простейшие фразы, имеющие утилитар­ный характер: «Мама, дай». К двухлетнему возрасту начинается первый период вопросов: «Что это?», то есть малы­ша в первую очередь интересует название предмета, а не его свойства. Кстати, девоч­ки осваивают моторную речь быстрее и активнее мальчиков, но это никак не сви­детельствует об их интеллектуальных пре­имуществах.

           С года до полутора лет запас активных слов детей не превышает 30-40. Основные силы в этом возрасте брошены на понимание собеседника: к полутора годам малыш воспринимает уже целые предложения обращенной к нему речи.

      Совет. Пониманию чужой речи можно поспособствовать, активнее и больше называя ребенку различные живые суще­ства и предметы, описывая их свойства и используя для этого глаголы, прилага­тельные и другие части речи, обращая внимание малыша на связи между ними, например: «Смотри, птичка зернышко клюет». В этом возрасте обучайте ребен­ка выполнять более сложные просьбы: «Принеси книжку», «Открой коробочку». Развивать его собственную речь на втором году необходимо, добиваясь увеличе­ния числа слов, которые знает, понимает и сам произносит ребенок - до полутора лет их количество достигает сорока, а затем постепенно к двум с половиной годам доходит до трехсот. Причем это не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, другие части речи. Следите за тем, чтобы ребенок гово­рил пусть короткими, но грамматически правильными предложениями.

На третьем году дети понимают речь взрослого человека со всеми ее нюансами и смысловыми оттенками. Наступает время многословных фраз, придаточных предложений, активного употребления союзов и местоимений, что отражает формирующийся духовный и интеллек­туальный мир ребенка.

Совет. Развивая моторную речь малыша, добивайтесь, чтобы он правильно произ­носил слова, изменял их окончания, согласовывал слова в предложениях. Слушая рассказы ребенка, поощряйте выразительность его голоса, активно интересуйтесь его мнением по поводу того, о чем он рассказывает, стимулируй­те к самостоятельным суждениям. Во время общения с ним старайтесь гово­рить хорошим, правильным языком, чтобы малыш с младых ногтей приучался строить свои предложения правильно.

В 4-5 лет наступает заключительная фаза в развитии языка. В этом возрасте дети с интересом слушают сказки и исто­рии со сложным сюжетом, определяя свое отношение к героям, строят длин­ные фразы, правильные с точки зрения грамматического управления, произно­сят длинные монологи.

Совет. Постарайтесь приобщать ребенка к книжкам, читайте ему как можно боль­ше, начинайте водить на детские спек­такли, различные игровые представле­ния. Все это будет способствовать даль­нейшему правильному развитию речи.

УЧИМСЯ ИГРАЯ.

Это не врач, хоть и в белом халате. У логопе­дов педагогическое образование. Задача логопеда - научить ребенка произносить звуки правильно, избавив его от дефектов речи. Происходит это в форме индивидуаль­ных занятий. Логопед рассказывает и показы­вает малышу, как нужно располагать язык, вытягивать губы, раскрывать рот, произнося «проблемные» звуки. Во-первых, только на положительных эмоци­ях. Логопед обязательно постарается заинте­ресовать ребенка, использовать элементы игры и соревнования. Во-вторых, вы и сами можете стимулировать эти положительные эмоции. Для этого заведите ребенку дневни­чок, где будете отражать его успехи, и не забывайте хвалить за них.

Все занятия проводятся перед зеркалом.

Продолжительность одного занятия при­мерно 15-20 минут, больше не имеет смысла: малыш быстро утомляется.

Перед каждым занятием нужно просить ребенка тщательно помыть руки, подстричь ногти и взять с собой стерильные салфетки. Часто при выполнении упражнений язычок мягкого нёба не слушается, и кроха пытается взять его грязными руками, при этом царапая и раня ногтями. В результате ранки могут вос­палиться.

 РЕБЁНКУ НЕОБХОДИМА ПОМОЩЬ, ЕСЛИ…

Речь ребенка неразборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знает. Многие звуки он произносит мягко или у него, наоборот, преобладают твердые звуки, как будто ребенок говорит с акцентом.

К 3-4 годам малыш не слышит слогов в слове или искажает слово до неузнаваемо­сти, порой проговаривает только отдель­ные слоги и не может сказать все слово целиком, произносит его каждый раз по-разному.

К 5 годам у крохи не сформирована связная речь. Он затрудняется составить предложение по картине, не может устано­вить последовательность действий, огра­ничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.

 {mospagebreak title=Что такое заикание?}


Что такое заикание?
(разработала учитель-логопед МБДОУ г.Мурманска № 78 Николаева М.А.)

     Заикание – одно из наиболее длительно протекающих речевых расстройств, природа которого еще во многом остается загадочной. Сотни ученых и практиков пытаются понять его причины  и найти надежное средство лечения.
Основное проявление заикания - нарушение темпа и ритма речи, вызванное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Есть веские основания считать, что заикание возникает на почве предрасположенности, которое проявляется под воздействием определенных условий: например тяжелого заболевания, сильного испуга и т. п. Помощь заикающемуся ребенку будет полноценной только тогда, когда она осуществляется комплексно.
Комплексное лечение заикания включает физиотерапию, медикаментозное лечение, организацию необходимого режима дня, оздоровительные и закаливающие мероприятия, лечебную физкультуру (ЛФК), логопедическую ритмику, психотерапию и логопедическую (коррекционно-воспитательную) работу.
Исходя из этого, проведение полноценного курса лечения требует участия врачей (невролога, физиотерапевта, иногда рефлексотерапевта и некоторых других специалистов) и  педагогов (логопеда, психолога).
Логопедическая работа состоит из двух основных частей: воспитания навыков правильной речи и обучения навыкам самоуправления.
Хорошо известно, что заикание не одинаково проявляется в различных формах речи, например, при пении заикание не встречается никогда, снимает или ослабляет заикание ритмическая речь (послоговое проговаривание слов, скандированная речь, декламация стихов) или шепотая речь.
Все эти и некоторые другие приемы используются в логопедической работе с заикающимися детьми, основной  целью которой является перевоспитание педагогическими средствами судорожной речи. При воспитании плавной (бессудорожной) речи, прежде всего, необходимо выработать неторопливый ее темп, т. е. умение говорить не спеша, чуть замедленно. Это становится возможным  при спокойном уравновешенном поведении ребенка. Излишнее эмоциональное возбуждение детей необходимо «гасить», «переключая» их на спокойный эмоциональный фон.
В воспитании правильной речи важное значение имеет нормализация речевого дыхания, т. к. при заикании оно обычно бывает поверхностным, неритмичным. В занятия включаются упражнения по воспитанию длительного плавного выдоха.
Усугубляет заикание – психическое и мышечное напряжение ребенка. Следует научить его предотвращать или снимать напряжение мышц рук, плечевого пояса, ног, шеи, органов артикуляции. Работа по нормализации мышечного тонуса  проводится в игровой увлекательной  форме.
Основным принципом логопедического воздействия во многих методиках является постепенное нарастание усложнений речевых упражнений, продвижение от простых форм речи: шепотная речь, сопряженная (проговаривание вместе с логопедом), отраженная речь (проговаривание за логопедом), к более сложным – вопросно-ответной речи, самостоятельной речи.
Родители могут и должны принимать самое активное участие в исправлении речи своего ребенка. В этом процессе у них особая, чрезвычайно ответственная и незаменимая роль. Родителям необходимо освоить и постоянно использовать при общении с ребенком или в его присутствии неторопливую четкую речь. Спокойная обстановка, упомянутые выше приемы помощи ребенку (напоминание о спокойном ненапряженном вдохе перед началом высказывания, замедленная, плавная, послоговая речь)  могут приводить к быстрому устранению приступа заикания. Все это необходимо использовать и вне речевой группы.

 {mospagebreak title=Использование ИКТ в работе учителя-логопеда}


Использование информационно-компьютерных технологий
в работе учителя-логопеда

   Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Поэтому, как только у меня появилась возможность, т.е. появился персональный компьютер в кабинете, я стала создавать мультимедийные презентации сама.  Наиболее доступна и проста для создания таких презентаций программа Power Point.Теперь в моей копилке есть разные презентации по грамоте, развитию внимания, мышления, логики,  фонематическим представлениям и по формированию связной речи дошкольников.

    Главные возможности при использовании презентаций – это,  конечно же, демонстрация или подача нового материала с игровыми моментами. Используемая наглядность помогает детям легче и быстрее усваивать материал. У них активизируются все мыслительные процессы: мышление, внимание, восприятие, память, воображение. А главное – у них повышается интерес к занятиям и усидчивость, чего иногда так не хватает деткам с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Каким же образом я использую возможности компьютера  на своих занятиях?

Такая работа может осуществляться на разных этапах занятия:

          - как форма организационного момента перед занятием;

          - как способ создания проблемной ситуации;

          - как способ объяснения нового материала;

          - как форма закрепления изученного;

          - как форма проверки знаний в процессе занятия;

          - как способ релаксации во время занятия.

     Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания ребенка и взрослого.

 {mospagebreak title=Профилактика дисграфии}

Профилактика дисграфии (нарушения письма)
у детей дошкольного возраста

(разработала учитель-логопед МБДОУ г.Мурманска № 78 Николаева М.А.)

 Вопрос подготовки дошкольников к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе, которая в связи с изменением содержания школьных программ с каждым годом становится всё актуальнее.
   Большое количество детей, имеющих нарушения письменной речи, заставляет специалистов задуматься о необходимости принятия каких- либо профилактических мер на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования предпосылок, необходимых для нормального овладения письмом и чтением в период дошкольного детства.
  На основании своего практического опыта работы логопедом в дошкольном и школьном образовательном учреждении можно отметить, что во всех логопедических занятиях с детьми по устранению недостатков устной речи должны обязательно присутствовать упражнения по профилактике возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.
  Логопедическая работа по профилактике дисграфии должна выражаться в постановке и реализации на каждом логопедическом занятии задач по формированию основополагающих компонентов письменной речи: слухового восприятия, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов.
  Для развития слухового восприятия важно использовать игры, задания имеющие целью формирование слухового внимания: "Угадай кто это"; навыка определения направления звука: "Где позвонили"; различения силы и громкости звука: "Тихо- громко!”. Необходимо развивать у ребёнка чувство ритма, обучая повторять заданный ритмический рисунок (хлопками, отстукиванием), сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребёнка.
  Для развития фонематического слуха ребенка следует обучать сравнению простых фраз; выделения и запоминанию определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по составу); учить подбирать картинки, соответствующие словам, начинающимся на заданный звук; различать отдельные звуки в ряду других звуков, затем - в слогах и словах (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу). Дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу, показать картинки с изображением предметов, называющимися словами - квазиомонимами. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать придумать предложения со славами - квазиомонимами.
  Развитие зрительного восприятия с целью профилактики нарушений чтения и письма, должно быть направлено на формирование следующих умений и навыков: знание "телесной схемы", умение анализировать предмет, его изображение, процессы соизмерения, составление картинки, разрезанной на части, конструирование по образцу, по предоставлению (например, из палочек), умение видеть графему и ее точное расположение, запоминание элементов букв, различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания, дописывание элементов букв и т.д.
  Моторно-двигательное развитие детей включает в себя формирование крупной и мелкой моторики. Развитие общей двигательной умелости (двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб, произвольного торможения, статической и динамической координации движений, пространственной организации движений) подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. Установлено, что положительным фактором для детей при овладении графикой письма, является хорошо организованная физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении.
  Развитие устной речи с целью профилактики дисграфии, предполагает осуществление комплексной работы, направленной на формирование каждого ее компонента. Логопеду необходимо развивать у ребенка все стороны динамической и просодической организации речи: формировать речевое и неречевое дыхание (учить произносить на едином выдохе длинную фразу, извлекать длительный звук из любого духового инструмента, поддувать пушинки, листики бумаги, не давая им упасть и т.д.); учить ребенка регулировать способ дыхания (следить за движением ворсинок ваты поднесенной к носу; удерживать набранную в рот воду максимальное время и т.п.); развивать ритмичность и выразительность речи; учить управлять тембром, силой и высотой собственного голоса (например, в играх "Успокой куклу", "Эхо", " Перебежки"). Развивая речь ребенка, важно учитывать положение о том, что опора на семантику значения слова является первостепенной в работе с дошкольниками. Подбирать задания для развития лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы было возможно решать несколько языковых задач одновременно, например: " Придумай название действия на заданный звук" [на звук П - прыгать, плавать, пришивать, покупать и др.], "Придумай слова со звуком Р, отвечающие на вопрос "какой?" [круглый, оранжевый, ароматный], "Выбери из предложенных картинок те, название которых отвечает на вопрос "кто?", и состоит из 6 звуков" [ картинки отвечающие заданным требованиям: доктор, корова, собака, мальчик и др.], "Придумай слово, обозначающие орудие действия и отвечающее на вопрос "чем?" [топором, лопатой, иглой и т.п.].
  Логопеду следует обратить внимание на важность формирования у дошкольников положительного эмоционального отношения к школе; адекватного отношения ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания. Желательно с младшего возраста начинать учить ребенка выполнению требований, конкретных правил, задаваемых педагогом, работе по образцу. Целесообразно развивать волю ребенка, обучая его подчинению своих действий поставленной цели; формировать навык самосознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Важным является формирования обобщенного знания социальных норм поведения. Все перечисленные качества эмоционально-волевой сферы у ребенка-дошкольника могут развиваться в условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, в практике ролевой игры, при выполнении специальных заданий (например, с целью развития навыка выполнения действия по правилу - обучение рисования по клеточкам в соответствии с указанием педагога), а также в процессе специально организованных бесед (как со взрослыми, так и со школьниками - учениками начального и среднего звена), просмотра мультипликационных и художественных фильмов с воспитательным сюжетом, анализа прослушанных литературных произведений и т.п.

 

 

 

для детей старше шести лет