Что делать родителям, чтобы подготовить ребенка к детскому саду?

1. Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
2. Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны.
3. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
4. Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
5. Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, понятные объяснения.
6. Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: лепите, рисуйте, играйте. Каждый день читайте малышу. Поощряйте любопытство.
7. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.

Непосредственно перед поступлением в д/с (не позднее, чем за 1 месяц):
1) уделите внимание режиму дня. Режим дня дома должен соответствовать режиму дня в д/с;
2) объясните ребенку, что такое д/с, это будет проще сделать, если вы придете с ребенком на участок д/с во время прогулки детей ясельных групп;
3) рассказывайте ребенку, что он скоро пойдет в д/с; каждый день беседуйте о д/с и об играх с другими детьми;
4) каждый день посещайте игровые площадки, где есть дети; приходите с ребенком на участок д/с во время прогулки детей;
5) создавайте у ребенка положительное отношение к д/с;
6) если есть возможность, посещайте групповые занятия для малышей в развивающих центрах, консультативных пунктах.

 
Помните, что период, когда ребенок начинает посещать д/с (адаптация к ДОУ), считается достаточно сложным как для ребенка, так и для родителей. Это может быть самым настоящим испытанием, если ребенок оказался не готов к посещению д/с. Что такое готовность ребенка пойти в д/с? Это определенный уровень развития социальных навыков (общительность, любопытство, уверенность в новой обстановке и др.)  и навыков самообслуживания, эмоциональный комфорт.

{mospagebreak title=АНКЕТА}
 

АНКЕТА  «ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ПОСТУПЛЕНИЮ В Д/С?»

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное – 3 балла
Неустойчивое – 2 балла
Подавленное – 1 балл

Как ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 минут) – 3 балла
Долго не засыпает – 2 балла
Неспокойно – 1 балл

Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да – 1 балл
Нет – 3 балла

Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч – 3 балла
1 ч – 1 балл

Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший – 4 балла
Избирательный – 3 балла
Неустойчивый – 2 балла
Плохой – 1 балл

Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно – 3 балла
Отрицательно – 1 балл

Просится ли ребенок на горшок?

Да – 3 балла
Нет, но бывает сухой – 2 балла
Нет и ходит мокрый – 1 балл

Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл

Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко – 3 балла
Тяжело – 1 балл

Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или палец, раскачивается и т.п. – 1 балл
Нет – 3 балла

Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл

Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослого?

Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл

Как Ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Не играет сам – 1 балл

Какие у ребенка взаимоотношения со взрослыми (не с родными)?

Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно – 2 балла
Трудно – 1 балл

Какие у ребенка взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно – 2 балла
Трудно – 1 балл

Как ребенок относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл

Есть ли у ребенка сильная эмоциональная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть – 1 балл
Нет – 3 балла

 Подсчитайте сумму баллов:______.


Прогноз адаптации: готов к поступлению в д/с – 55-40 баллов (адаптация пройдет легко); условно готов – 39-24 балла (в адаптации будут некоторые трудности); не готов – 23-16 баллов (адаптация будет сложной).

 {mospagebreak title=НОРМЫ РАЗВИТИЯ}

НОРМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
детей раннего возраста

От 1,5 до 2 лет:
ест ложкой, ничего не теряя;
пьет из чашки, ничего не проливая;
контролирует свой стул;
в течение дня регулярно остается сухим;
вступает в контакт с ровесниками, используя жесты;
отстаивает свою собственность.

От 2 до 3 лет:
играя возле детей, время от времени вступает с ними в контакт;
помогает в простой работе по дому;
в 50% случаев отвечает действием на просьбы взрослых;
соблюдает очередность под руководством взрослого;
после напоминания говорит слово «пожалуйста»;
пьет через соломинку;
пользуется вилкой, чтобы наколоть кусочек пищи;
надевает носки; обувает ботинки; надевает штанишки;
снимает футболку; расстегивает застежку «молния»;
просится в туалет, выражая свое желание словами или жестами;
под руководством взрослого ходит в туалет;
с помощью взрослого моет и вытирает руки;
с помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой.

 
НОРМЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ
детей раннего возраста

От 1,5 до 2 лет:
словарный запас от 10 слов в начале периода до 100 слов в конце;
неадекватно использует местоимения я, ты, мне;
строит предложения из 2-3 слов.

От 2 до 3 лет:
словарный запас от 100 до 500 слов;
фраза из 3-4 слов без соответствующего грамматического оформления;
после 2,5 лет ребенок начинает самостоятельно усваивать нормативное употребление грамматических конструкций;
адекватно использует местоимения я, ты, мне.

 


{mospagebreak title=Кризис 3-х лет}

 Кризис 3-х лет

  В жизни почти каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг превращается из очаровательного карапу­за в самостоятельного и незави­симого человечка. Как правило, эти изменения происходят при­мерно в три года. Психологи называют этот сложный период кризисом трех лет. «Кризис трех лет» — определение условное. Временные рам­ки проявления кризиса конкретно не ограничены. Он возника­ет в период от 2 лет 10 месяцев до 3,5 лет.
  Кризис – это важный этап в развитии ребенка, означающий переход на следующую возрастную ступень. С одной стороны, кризисы необходимы: они являются движущей силой развития, с другой – это сложный период для ребенка, его родных и воспитателей.
     Если родители заметили этот момент и поняли, что пора перестроиться и изменить прежнее отношение к ребенку, этот переходный период может пройти достаточно гладко и без­болезненно. Но если родители не осознали, что прежние методы обще­ния с ребенком уже не актуальны на новом возрастном этапе, ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого ма­ленького упрямца, который видит свою главную задачу в том, чтобы противоречить окружающим и капризничать.

  
СИМПТОМЫ КРИЗИСА 3-х ЛЕТ

НЕГАТИВИЗМ. Многие родители жалуются на своих детей, которые вдруг стали делать все наперекор взрослому: «Ребенок отказывается сделать то, что мы его просим, хотя всего две ми­нуты назад он собирался сам заняться этим. Он поступает воп­реки своему аффективному желанию».

УПРЯМСТВО. Если ребенок упрямится, он будет долго настаивать на чем-либо только потому, что он так сказал, он так потребовал, а вов­се не потому, что ему очень этого хочется.

СТРОПТИВОСТЬ. Она, в отличие от негативизма, направлена не на челове­ка, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до трех лет. Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствует яркому проявлению строптивости.

СВОЕВОЛИЕ. Ребенок хочет делать все сам. Он кричит, что сам завяжет шнурки, сам нальет в тарелку суп, сам перейдет через дорогу. Причем, зачастую он не умеет этого де­лать, но тем не менее требует полной самостоятельности. Роди­тели в зависимости от ситуации, от индивидуальных особенно­стей ребенка, от семейных традиций, могут решить проблему разными способами: отвлечь ребенка, уговорить его, позволить ему действовать самостоятельно. Но если это действие опасно для жизни и здоровья малыша, взрослые могут твердо запретить ему делать самостоятельно что-либо (например, включать газ).

ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. Иногда ребенок в период кризиса трех лет часто ссорится со всеми в доме, находясь со всеми окружаю­щими в состоянии войны. Случается, что именно в этом возра­сте малышу свойственно обесценивание: в этом случае вдруг обесцениваются старые привязанности к вещам, к людям, к иг­рушкам. Например, ребенок может забросить еще недавно обо­жаемую им игрушку. Кроме того, он может вдруг, к ужасу роди­телей, начать употреблять бранные слова.

ДЕСПОТИЗМ. В семье с единственным ребенком часто мо­жет проявляться деспотизм сына или дочери. В этом случае ма­лыш во что бы то ни стало хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание, он хочет стать «господином положения». Средства, которыми он будет пользоваться в этом случае, могут быть самыми разнообразными, в зависимости от «слабого мес­та» в поведении родителей.

РЕВНОСТЬ. Если в семье несколько детей, этот же симптом можно назвать ревностью. Ребенок вынужден делить власть над окружающими с братом или с сестрой. Такое положение его не устраивает, и он борется за власть изо всех сил. Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся, пытаются подчинить себе соперника. Но бывает и так, что ребенок, стремясь показаться хоро­шим в глазах родителей, на словах заявляет, что обожает брата или сестру. Однако на самом деле ребенка раздирают внутренние противоречия, ему очень тя­жело смириться с тем, что у него есть соперник, претендующий, как и он сам, на любовь и внимание родителей.

Правила поведения взрослых в период протекания кризиса 3-х лет

  • Не занимайте авторитарную позицию, идите на уступки.
  • Давайте ребенку право выбора.
  • Не идите на поводу любых желаний ребенка.
  • Поддерживайте инициативу ребенка.
  • Создавайте ситуацию успеха.
  • В доме создайте такие условия, в которых ребенок ощу­щал бы, что он уже взрослый, а не малыш.
  • Уважайте ребенка, но и учите его при этом уважать дру­гих.
  • Проявляйте внимание к малышу: спрашивайте совета, дарите «взрослые подарки» (шариковую ручку, наручные часы, бусы, колечко, солдатский ре­мень и т.д.).
  • Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными, выработайте четкие, единые требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» — и руководствуйтесь ими. Ребе­нок чувствует непостоянство окружающих взрослых, и если есть малейшая возможность, старается добиться своего, во что бы то ни стало.
  • Не говорите «да», когда необходимо твердое «нет».
  • Чаще произносить фразы: «Ты уже большой»; «Мо­лодец! Ты делаешь все сам» и т.п.
  • Если желания малыша намного превосходят его возможнос­ти, необходимо искать выход в ролевой игре. Помогите детям научиться играть «во взрослых», беря на себя роль мамы, папы, врача, водителя...; покажите несложные действия с игровым материалом, которые они смогут воспроизвести. Поиграйте ря­дом с ребенком — он с удовольствием будет вам подражать.

Что делать, если ребенок упрямится и устраивает истерику?

Если ребенок капризничает, не беспокойтесь о том, что по­думают другие. Проявите внимание к плачущему ребенку, возьмите его за руку и отведите в сторону.

Если ребенок упрямится, убедитесь, что поблизости нет пред­метов, которые угрожают его безопасности. Подождите, пока он немного успокоится, заинтересуйте чем-либо, отвлеките: «По­смотри, что у меня есть...», «Посмотри, кто это идет! Скорее иди сюда...». Ругань, шлепки не имеют смысла.

Помните:

Истеричность и капризность требуют зрителей — не стано­витесь таковыми и не прибегайте к помощи посторонних: «По­смотрите, какая непослушная девочка!» Ребенок только этого и ждет.

В любой ситуации следует проявлять терпимость к ребенку.

Не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ре­бенком, противодействуя ему во всем — необходимо быть «ря­дом» с ним.

 
Успехов Вам в преодолении кризисных моментов!

 

 
для детей старше шести лет